Разрешён ли временный брак?
Тема временных браков не раз поднималась в социальных сетях. Этот вопрос обсуждали и мы с друзьями. Озвучивались разные точки зрения и за и против. Поэтому нужен аргументированный ответ на вопрос «Разрешён ли, согласно Исламу, временный брак?»
Ответ:
Временный брак обозначается термином «мут’а», который дословно переводится как «удовольствие». Это слово точно передаёт смысл брака, практиковавшегося до Ислама: мужчины, заключавшие его, не стремились создать долгосрочных, крепких семейных отношений, а желали лишь получить удовольствие от женщины.
Имам аль-Бухари в своём сборнике «Сахих аль-Бухари» приводит хадис, переданный от ‘Али ибн Аби Талиба ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, в котором он говорил ибн ‘Аббасу ﺮﻀﻲﷲﻋﻧﻪ, что
أن النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن المتعة وعن لحوم الحمر الأهلية زمن خيبر
«...в день Хайбара Посланник Аллаха ﷺ запретил заключать временные браки и употреблять в пищу мясо ослов».
Также он передаёт следующее:
قال أبو عبد الله: وقد بينه علي: عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه منسوخ.
«Абу ‘Абдулла говорил, что ‘Али ﺮﻀﻲﷲﻋﻧﻪ объяснил со слов Посланника Аллаха ﷺ, что временный брак упразднен» (Сахих аль-Бухари, №5115-№5119).
Имам Муслим в своём сборнике «Сахих Муслим» передал следующее изречение Пророка ﷺ:
يا أيها الناس، اني قد أذنت لكم في الاستمتاع من النساء، وإن الله قد حرم ذلك الى يوم القيامة
«О люди, прежде я разрешал вам заключать временный брак, теперь же Всевышний Аллах запретил это вплоть до Судного дня» (См.: Сахих Муслим, № 3422).
(См.: Минхадж шарх аль-Муслим, т. 3, с. 203).
Имам ибн Хаджар аль-‘Аскаляни в книге «Фатх аль-Бари» отмечает:
قال الخطابي: تحريم المتعة كالإجماع إلا عن بعض الشيعة، ولا يصح على قاعدتهم في الرجوع في المختلفات الى علي وآل بيته، فقد صح عن علي أنها نسخت. ونقل البيهقي عن جعفر بن محمد أنه سئل عن المتعة فقال: "هي الزنا بعينه".
«Аль-Хаттаби сказал: „Запрет на мут’а подобен "иджма" – единогласному решению уммы, которому подчинились все, кроме некоторых шиитов, не принявших его, тогда как достоверно известно, что ‘Али ﺮﻀﻲﷲﻋﻧﻪ передал хадис об отмене временного брака, а при разногласиях шииты ссылаются на мнение ‘Али ﺮﻀﻲﷲﻋﻧﻪ и Ахлюль байт. Также Аль-Байхаки передаёт, что Джа’фара ибн Мухаммада (то есть Джа’фара ас-Садика) ﺮﻀﻲﷲﻋﻧﻪ спросили про мут’а, и он ответил: “Это и есть зина (прелюбодеяние)”»
(См.: Фатх аль-Бари, т. 11, с. 427).
Имам Мухаммад Шата ад-Дим’яти аль-Бакри в книге «Иа’анат ат-Талибин» пишет следующее:
ونقل عنه أنه قال خطيبا يوم عرفة وقال أيها الناس إن المتعة حرام كالميتة والدم والخنزي
«Также передаётся, что он, - Ибн ‘Аббас ﺮﻀﻲﷲﻋﻧﻪ, читая проповедь в день Арафа, сказал: „О люди, поистине временный брак запрещён, подобно употреблению мертвечины, крови и свинины!”»
(См.: Иа’анат ат-Талибин, т. 4 с. 256).
Заключение:Временный брак был дозволен в начале Ислама, затем он был отменён Пророком ﷺ. И это стало единогласным решением всей уммы.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: vectorstock.com