Владимир Бурматов: Поправки в Конституцию очень конкретные, это документ прямого действия
В России продолжается голосование по поправкам в основной закон страны. Почему важно высказать свое мнение, телеканалу «МИР 24» рассказал председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
- Почему лично для Вас важно принять участие в голосовании?
Владимир Бурматов: Конституция – основной закон страны, документ, который определяет, как мы будем жить на протяжении ближайших десятилетий, который сегодня становится законом прямого действия, потому что предыдущая Конституция, которую принимали, когда мне было 12 лет, это была, скорее, декларация о намерениях. Она провозглашала социальное государство, гарантии для граждан, но напрямую она их не фиксировала и не давала.
Документ, который мы сегодня выносим на всенародное голосование, – это документ прямого действия. Поправки, которые там прописаны, очень конкретные. Если брать социальный блок поправок, там прописана обязанность индексировать пенсии и социальные выплаты. Если мы берем гарантии суверенитета, то это не просто слова, а нормы о неотчуждаемости территорий, о гарантиях исторической памяти, о сохранении истории от попыток посягательства на нее, переписывания и фальсификации.
Если мы говорим о должностных лицах, государственных служащих, то это запрет на двойное гражданство, на то, чтобы быть слугой двух господ, служить двум государствам одновременно. Если ты российский чиновник, ты должен соответствовать, на тебя распространяются определенные запреты.
Мы сегодня рассматриваем исторический документ. Предыдущую Конституцию принимали, когда мне было 12 лет, но, скорее всего, следующую мы будем рассматривать, когда мои внуки будут взрослыми. Это исторический момент, я без преувеличения говорю. Мы фактически формируем будущее, гарантии для себя, для наших родителей, для наших детей. Мы вместе можем сделать Россию более сильной, более независимой, самостоятельной.
- Почему именно сейчас пришло время изменить главный закон страны?
Владимир Бурматов: После принятия предыдущей Конституции прошло много времени – страна стала другой. Вы вспомните исторический контекст, в котором принималась Конституция 1993 года: это был очень серьезный политический, парламентский, конституционный кризис, когда фактически государственное управление страной было парализовано – был конфликт между президентом и Верховным Советом, все сопутствующие трагические события. На тот момент то, что там было написано, соответствовало историческому контексту. Но страна разительно изменилась.
Вы посмотрите, какой путь наша страна прошла благодаря президенту Владимиру Путину за этот короткий в исторических масштабах промежуток времени: от страны, которая фактически была раздроблена, которая фактически не существовала как единое государство, от страны, которая вела войну на своей территории с одним из своих собственных регионов, которая фактически находилась на пороге атомизированности, раздробленности, полуфеодализма. Мы сегодня, по оценкам экспертов, приближаемся к пятерке стран с точки зрения экономики. А если сюда добавить обороноспособность, политическую устойчивость, то это тройка государств. Но этот отрезок мы прошли за очень короткий промежуток времени.
Когда так меняется исторический контекст, должны меняться и документы, по которым мы живем, в том числе Конституция, поэтому сегодня там говорится о суверенитете, о независимости, в том числе о серьезных изменениях в политических институтах. Конституция 1993 года делала Россию суперпрезидентской страной. Сегодня президент фактически добровольно отдает значительную часть полномочий обществу, гражданам.
Пример: часть функций уходит Государственной Думе – органу, который напрямую избирается гражданами: утверждение председателя правительства, вице-спикеров, министров правительства. Раньше все это было президентскими функциями, сегодня он все это фактически делегирует гражданам вместе с ответственностью за принимаемые решения.
То же самое – контроль надо силовиками – он отдается Совету Федерации, который также формируется гражданами. Значение парламента, избираемого людьми, подотчетного напрямую гражданам, – это реалии сегодняшнего дня. Такие изменения происходят сегодня, когда страна к этому готова, когда Россия стала достаточно сильной, чтобы президент мог поделиться частью своих функций, чтобы мы смогли прогарантировать в Конституции социальные гарантии, заработные платы, пенсии, социальные выплаты – их индексацию, потому что сегодня у нас есть резервы для этого. Для того, чтобы мы в Конституции смогли прогарантировать территориальную целостность, и могли отвечать за эти слова, что наша военная мощь готова гарантировать это, что это не просто декларация о намерениях, а сегодня боеспособность нашей армии способна гарантировать, что территории страны являются неотчуждаемыми, неотделимыми. И так по каждой поправке.
- Что стало отправной точкой для общественной дискуссии о необходимости внесения поправок в Конституцию?
Владимир Бурматов: На мой взгляд, дискуссия началась, когда в обществе были осмыслены перемены, которые произошли в стране. Как только сложился консенсус, что мы готовы идти дальше, что у нас сложилось понимание: вокруг нас совсем не друзья, которые ведут себя абсолютно по-хамски, нагло, не считаясь ни с какими международными правилами, мы абсолютно логично пришли к этому. Когда это окончательно произошло, мне сложно сказать. Наверное, отчасти это было последствиями крымского консенсуса, когда полуостров вернулся в родную гавань, воссоединился с Россией в полном соответствии с нормами международного права. Но посмотрите, какая началась истерика по поводу нашей страны, нашей экономики, которую один человек хотел разорвать в клочья. Его сейчас уже нет на его посту, и у нас как-то с экономикой все более-менее, но звучали такие заявления. И по поводу нашего президента какие делались заявления на западе. Давление началось тогда. Итоги дискуссии про это.
Поэтому мы вводим поправками приоритет российского права над международным, потому что мы больше не колония, сейчас уже не 90-е годы, мы уже не находимся в состоянии зависимости от других стран, нам не нужно диктовать условия, нами не нужно манипулировать, мы не марионетки больше.
То же самое касается государственного суверенитета, национализации элит, того, чтобы наши управленческие кадры были на 100 процентов российскими и не посматривали по сторонам, как происходит в некоторых сопредельных государствах. Все эти поправки продиктованы временем, дискуссия вокруг них абсолютно естественна. Особенность этого процесса – формирование новой версии Конституции – заключается в том, что он естественен, предопределен меняющейся ролью России в мире. Россия становится сильнее, расправляет плечи, занимает место ведущей мировой державы на геополитической арене, которое ей исторически было предопределено судьбой. Это происходит благодаря президенту Владимир Путину. Мы сегодня должны его поддержать, мы должны высказать свое мнение по поводу Конституции, мы должны поддержать поправки, которые он внес, потому что это дает возможность нашей стране не просто удержать серьезные позиции, которые заняты, но и сделать большой шаг вперед.