ФАС возбудила антимонопольное дело против «Яндекса»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении компании "Яндекс" из-за неисполнение. «Антимонопольный орган исследует возможные антиконкурентные практики по продвижению сервисов группы ООО «Яндекс» в поисковой выдаче, а также оценит последствия, к которым привели (могли привести) такие практики», — указано в заявлении ФАС. Если расследование дела выявит нарушения со стороны «Яндекса», компании будет грозить штраф. В феврале 2021 года ФАС уже обязала «Яндекс» прекратить понижать в выдаче компании-конкуренты.
По данным ведомства, «Яндекс» использует для этого специально разработанный инструмент, так называемые «колдунщики». Летом прошлого года на «Яндекс» в ФАС пожаловались онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon. претензия компаний касается специальных виджетов поисковой системы — «колдунщиков». Они выводятся выше других результатов поиска и позволяют пользователям находить билеты, объявления и прочее без перехода на отдельную страницу. По словам заявителей, «колдунщики» не показывают наиболее подходящий результат запроса, а, привлекая внимание пользователей, уводят их на сервисы «Яндекса». Это приводит к потере трафика у других онлайн-сервисов и вынуждает их больше тратить на продвижение. По словам представителей онлайн-сервисов, они обратились в ФАС, так как позиция «Яндекса» исключила «переговорный способ разрешения конфликта». В июне 2019 года сервис «Кассир.ру» впервые пожаловался на «Яндекс» в ФАС. «Яндекс» в ответ представил новый рекламный формат, визуально напоминающий «колдунщики». В пресс-службе «Яндекса» утверждают, что виджеты являются международным отраслевым стандартом, они не закреплены по умолчанию на первых позициях и не имеют никаких преимуществ перед обычными результатами поиска. В компании отметили, что вопрос интерактивных форматов обсуждался с рынком несколько лет, но не все согласились работать с инструментом, представленным в прошлом году для рекламодателей. По мнению представителей «Яндекс», возможно это связано с тем, «что новые решения требуют от них технических доработок». Кроме того, в компании подчеркнули, что «Яндекс.Директ» допускает любых конкурентов «Яндекса» к площадке, тогда как «некоторые авторы обращения» запрещают размещение конкурентов у себя.